Гипотония это в логопедии

Карта сайта

Страница не найдена, чтобы продолжить работу на сайте перейдите на:

Сегодня Томилина Светлана Михайловна получила Патент №2652951 на изобретение
Способ коррекции речевых и миофункциональных нарушений у детей и взрослых и набор зондов для его осуществления.
Поздравляем автора изобретения!

Уважаемые родители!
Наши логопеды будут работать с Вашими детьми в нашем Учебном центре по адресу: ул. Кольская, д. 2, корп. 4, 3 этаж (БЦ РТС). тел. +7 (495) 276-17-64, (985) 922-56-60, (925) 585-49-35. С 14 июня по 20 августа наш Детский центр на Снежной улице закрывается на каникулы.
21 августа Детский центр вернется к нормальной работе.

Предлагаем в почасовую аренду аудитории для проведения лекций, семинаров, мастер-классов, презентаций, тренингов.
Большой зал (65 м2) вместимостью до 60 человек.
Малый зал (32 м2) вместимостью до 20 человек.
В каждом из залов возможна расстановка столов со стульями (тип посадки «класс») или стульев с планшетами (тип посадки «театр») в любой необходимой планировке.
Все залы оборудованы экраном, ноутбуком, звуковым оборудованием, доской. Есть возможность он-лайн трансляции Вашего мероприятия в любую точку мира. Поможем с организацией кофе-брейка и видеосъемки.
Также предлагаем в почасовую аренду кабинеты для проведения индивидуальных занятий и консультаций логопедов, психологов, нейропсихологов.
Помещения расположены в новом бизнес-центре рядом с метро Свиблово.
Стоимость аренды зала: 1000 руб./час
Стоимость аренды кабинета: 300 руб./час
Звоните: +7 (495) 276-16-74

Использованные источники: www.logopedplus.ru

Методическая разработка по логопедии на тему:
Нарушение мышечного тонуса как одна из причин длительной автоматизации речевых навыков у детей и пути решения этой проблемы через логопедический массаж.

Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся скаженно.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема выступления: «Нарушение мышечного тонуса как одна из причин длительной автоматизации речевых навыков у детей и пути решения этой проблемы через логопедический массаж».

Подготовил учитель-логопед Васькова И.П.

Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят

все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные

признаки, произносятся скаженно. Поработав некоторое время с таким ребёнком, у

которого автоматизация поставленных звуков занимает длительное время, можно, как

одну из причин, предположить стёртую форму дизартрии, при которой обычно

наблюдается нарушение мышечного тонуса, гиперкинезы (только на высоком тонусе),

гиперсаливация (причём ребёнок слюну не чувствует). Обычно, в 90% случаев, тонус

повышен (гипертонус), но также он может быть и снижен (гипотонус).

По утверждению многих специалистов, в процессах обучения и направленной коррекции традиционные методы во многих случаях перестали приносить ожидаемые результаты.В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Даже в относительно простых случаях таких патологий в преодоле-нии проблемы было бы идеальным присутствие как общепринятых, традиционных методов, так и нетрадиционных, например, логопедического массажа. Дифференциро-ванное применение различных приёмов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению произвольных, координиро-ванных движений органов артикуляции.Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При лёгком, медлен-ном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей.Это оказывает успокаивающее воздействие, возникает приятное чувство тепла. Энергичные и быстрые движения при массажном воздействии повышают раздражимость массируе-мых тканей. Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Артикуляционные мышцы, мышцы лица и шеи представляют собой единую мышечную систему, обеспечивающую речепроизводство, поэтому массаж должен охватывать все области, даже в тех случаях, когда диагностируется поражение мышц лишь на локальном участке. Логопедический массаж играет важную роль в коррекции различных речевых расстройств. Особенно он эффективен при исправлении нарушений произношения у детей с речевым диагнозом- дизартрия, ринолалия, заикание, а также с различными сопутствующими диагнозами -ПЭП в анамнезе (перинатальная энцефалопатия), ММД. Показанием к проведению логопедического массажа является изменение мышечного тонуса. При осмотре обратить внимание на положение головы относительно туловища, нет ли привычных ассиметричных поз. При осмотре лица обратить внимание на наличие сглаженности носогубной складки, опущение уголка рта, расширение или сужение глазной щели, на наличие приоткрытого рта, слюнотечение.

Осмотр кожных покровов. Выраженная бледность кожи может наблюдаться при плохом наполнении сосудов кожи, что часто сочетается с пониженным тонусом мышц. Синюшность кожных покровов губ, кончика носа, кончиков пальцев рук указывает на выраженную недостаточность кровообращения.

Характеристика состояния мышечного тонуса в артикуляционном аппарате. Определение тонуса мускулатуры лучше проводить в положении ребёнка лёжа, при этом исследуемые мышцы должны быть максимально расслаблены.

При нормальном тонусе мышца мягкая, упругая, эластичная, безболезненная.

При повышенном тонусе (спастические состояния) — язык беспокоен, могут отмечаться гиперкинезы, которые усиливаются при высовывании языка из полости рта. Вне полости рта удержание языка затруднено, он толчкообразно уходит внутрь, в полость рта. Кончик языка не выражен (язык-кулачок), язык скользкий, как кол. Пассивные движения делаются с трудом. Губы напряжены, плотно сомкнуты , удержание позы широко открытого рта затруднено. Лицо напряжено (как каменное) и гипомимично. Мягкое нёбо -повышен рвотный рефлекс.

При пониженном тонусе (паретические состояния) — язык малоподвижный, вялый, дряблый, тонкий, плашмя лежит на дне ротовой полости, на ощупь как мочка уха. Наблюдается вялость движений, повышена истощаемость, имеются трудности удержания артикуляционной позы. Губы тонкие, вялые, углы губ опущены, нет полного смыкания, наблюдаются трудности выполнения таких артикуляционных движений, как “трубочка”, “поцелуй”, “улыбка». Рот приоткрыт. Жевание твёрдой пищи может быть затруднено. Лицо на ощупь вялое, как “кисель”. Малая активность мягкого нёба, возможна нозализация. Гиперсаливация при нагрузке и во время речи.

Мягкое нёбо — попёрхивания при еде и при питье, рвотного рефлекса нет.

Часто встречается дистония — меняющийся характер мышечного тонуса -в покое мышцы расслаблены, а в речи – напряжены.

Часто встречается неоднородное распределение мышечного тонуса. Мышцы языка могут быть поражены в разной степени и в разных его частях. Одна группа мышц языка может быть спастична, а другая в состоянии пониженного тонуса. Эта разница особенно чётко проявляется при его активных движениях. При высовывании языка вперёд он может отклоняться в сторону (девиации). Отклонение всегда происходит в поражённую спастичную сторону.

При поражении круговой мышцы рта с одной стороны угол рта может быть слегка опущен (понижение тонуса), что особенно заметно при выполнении упр. “улыбка”. Отмечаются трудности удержания позы на поражённой стороне. Часто наблюдается сглаженность носогубной складки на той же стороне.

При одностороннем поражении мышц мягкого нёба (понижении тонуса) маленький язычок отклоняется в сторону более сокращённых мышц, т.е. в здоровую сторону.

Патологическое состояние тонуса мышц артикуляционной мускулатуры сочетается с нарушениями подвижности артикуляционных мышц (парезы, параличи), что выражается в нарушении звукопроизношения.

Следующее ниже описание поражения мышц наглядно показывает нарушения речевых навыков у детей, что даёт нам возможность, используя приёмы логопедического массажа, скорректировать и нормализовать мышечный тонус, тем самым создав предпосылки для более быстрой автоматизации поставленных звуков.

При поражении круговой мышцы рта нарушается правильное произношение звуков П, Б, М и их мягких вариантов и лабиализованных гласных О, У.

При недостаточной смычке круговой мышцы рта дети часто оглушают звуки («папушки» вместо «бабушки»).

При гипотонусе щёчной мышцы щёки будут парусить при произнесении шипящих, так как во время артикуляции щёчная мышца прижимает щёки к зубам.

При парезах мышц языка и шейных мышц нарушаются движения языка — язык трудно выдвинуть вперёд, оттягивать назад, совершать боковые движения. Нарушается произношение заднеязычных звуков К, Г, Х, а также чёткость произнесения гласных среднего и нижнего подъёма Э, О, А.

При поражении мышц языка с одной стороны характерно боковое произнесение ряда согласных.

При поражении мышц мягкого нёба голос приобретает носовой оттенок.

При спастичности корня и спинки языка наблюдается палатализация (смягчение) звуков.

Если кончик языка в гипотонусе, а спинка и корень в норме – будет наблюдаться шипящий сигматизм (вместо «санки» будут «шанки»).

Если язык в гипотонусе, возможно межзубное произнесение свистящих (широкий язык вылезает), а может быть ребёнок просто не умеет удерживать позу «горка».

При выполнении тонизирующего массажа (пониженный тонус мышц) используются приёмы поглаживания, растирания, разминания и вибрации, ударные техники. При выполнении расслабляющего массажа (повышенный тонус мышц) используют приёмы поглаживания, лёгкая вибрация, лёгкое растирание.

Каждое движение повторяется 8-12 раз.

Основные приёмы массажа

1. Поглаживание: поверхностное, глубокое, граблеобразное.

Это обязательный приём, с которого начинается процедура. Движения производятся в различных направлениях — продольно, поперечно, кругообразно, спиралевидно, зигзагообразно. Его чередуют с другими приёмами и им заканчивают каждый массажный комплекс. Вспомогательный тип поглаживания –щипцеобразный. Выполняется 1-2 или1-2-3-м пальцами. Применяется при массаже языка, губ. При поглаживании усиливается кровообращение в поверхностно расположенных сосудах, снижается мышечный тонус.

Этот приём проводится в области отдельных мышечных групп. Рука не скользит по коже, а сдвигает её. Этот приём выполняется в различных направлениях – прямолинейно, круговыми и спиралевидными движениями. При массаже языка и губ применяется щипцеобразное растирание. При этом значительно усиливается кровообращение, улучшаются обменные процессы в тканях, повышается тонус мышц.

Этот приём проводится также в области отдельных мышечных групп. Массируемая рука выполняет 2-3 фазы фиксации, захват массируемой области: сдавление, сжима-ние, раскатывание, раздавливание. Для области лица рекомендуют щипцеобразное разминание. Оно выполняется 1-2-м или 1-3-м пальцами (пощипывание на лице), захватывая, оттягивая, разминая локальные участки. Разминание максимально активизирует работу мышц, в наибольшей степени повышается тонус мышц.

4. Вибрация и поколачивание.

В логопедической практике этот приём используется редко.

Для выполнения вибрирующих движений на лице используется приём пунктирование. Движения подобны выбивание дроби на барабане.

Сильная, жёсткая вибрация повышает тонус мышц, а слабая — снижает их тонус. Поколачивание применяется на лице, особенно в местах выхода нервов.

5. Плотное нажатие.

Это приём улучшает кровообращение, лимфообращение, обменные процессы, используется в местах выхода пучков нервных окончаний .

Нельзя забывать, что не бывает с одной стороны лица тонус низкий, а с другой высокий! Если с одной стороны лица гипо или гипертонус, то на другой норма или ближе к норме.В этом случае массаж делать так: где, например, губа больше спущена, больше движений, а с другой стороны 2-3 движения (так может быть, если у ребёнка парез лицевого нерва).

На языке же, наоборот, может быть на одной зоне гипотонус , а на другой гипертонус (например: на кончике высокий, на корне низкий и наоборот).Язык может отклоняться в сторону, так называемые девиации. Отклонение всегда в сторону поражения, гипертонуса, как бы резиночкой стягивается. Но очень редко может быть отклонение в сторону при гипотонусе. В любом случае нужно прощупать язык со здоровой стороны и поражённой и сравнить. При массаже языка в данном случае зону акцента делаем на поражённой стороне.

Гипертонус языка хорошо снимает массаж мизинца на правой ноге ребёнка. Чтобы снизить рвотный рефлекс, неплохо сперва проделать эту процедуру, а потом заняться язычком.

В любом случае, при высоком тонусе массаж делать не на локальных, поражённых тонусом участках, а полный сеанс, включающий шейно-воротниковую зону (спину, грудь, шею), лицо, дно полости рта – это подготовка к вторжению в ротовую полость ребёнка. И вот только после этого приступать к массажу языка.

Для нормализации тонуса языка хорошо помогают чередование артикуляционных упражнений: «Блинчик» — «Иголочка».

Использованные источники: nsportal.ru

Мозжечковая дизартрия

Мозжечковая дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное поражением мозжечка. Проявляется потерей плавности, ритмичности экспрессивной речи, её замедленностью и прерывистостью. Наблюдается на фоне симптомов мозжечковой атаксии. В диагностике используются данные логопедического обследования, неврологического статуса, нейровизуализационных исследований (МСКТ, МРТ мозга), при необходимости — генетического анализа. Логопедическая коррекция осуществляется на фоне этиопатогенетического лечения причинной патологии, нейрометаболической медикаментозной поддержки и общих реабилитационных мероприятий (ЛФК, массаж, работа с психологом).

Мозжечковая дизартрия

Мозжечок оказывает регулирующее воздействие на двигательную сферу, поддерживает мышечный тонус, обеспечивает удержание равновесия, координацию и синхронизацию движений. Регулирующие воздействия распространяются на мимические мышцы, артикуляционную мускулатуру и голосовые связки. Мозжечковая дизартрия возникает при нарушении регулирующей функции мозжечка, сопровождается другими симптомами его поражения, объединёнными в клинической неврологии понятием «мозжечковая атаксия». Изолированная мозжечковая дизартрия наблюдается редко, чаще она сочетается с иными формами дизартрии, другими неврологическими симптомами.

Причины мозжечковой дизартрии

Основу патологии составляет поражение полушарий, червя мозжечка, нарушение его связей с другими отделами ЦНС. Этиофакторами выступают сосудистые расстройства, токсические воздействия, атрофические, инфекционные и опухолевые процессы. Все этиологические факторы подразделяют на следующие основные группы:

  • Сосудистые. Окклюзия мозжечковых артерий ведёт к развитию ишемического инсульта церебеллярных тканей. Геморрагический инсульт (кровоизлияние в мозжечковые ткани) возможен при нарушении целостности одной из указанных артерий. В ишемической зоне возникает гипоксия и недостаточное поступление питательных веществ, в области кровоизлияния — сдавление клеток излившейся кровью с вторичными дисметаболическими изменениями.
  • Травматические. Дисфункция мозжечка становится следствием непосредственного повреждения его тканей при черепно-мозговой травме, нейрохирургическом вмешательстве, вторично — при сдавлении мозжечковых структур и проводящих трактов образовавшейся посттравматической гематомой. У детей церебеллярное повреждение возможно при внутричерепной родовой травме.
  • Инфекционные. Поражение мозжечка может наблюдаться при формировании в нём абсцесса, воспалительных очагов при энцефалите, менингоэнцефалите. Вирусный церебеллит может выступать осложнением ветряной оспы, энтеровирусной инфекции, эпидемического паротита. Инфекционно-воспалительные изменения приводят к дисфункции церебеллярных нейронов с развитием дизартрии.
  • Токсические. Причиной поражения тканей мозжечка являются острые интоксикации, отравления. Прогрессирующая мозжечковая дисфункция отмечается при хронических токсических воздействиях в случае алкоголизма, полинаркомании, токсикомании.
  • Неопластические. Опухоли мозжечка (гемангиобластома, ганглиоцитома, медуллобластома) разрушают и сдавливают его нейроны, приводя к их дисфункции. Экстрацеребеллярные новообразования задней черепной ямки вызывают компрессию или прорастают мозжечковые ткани. Кроме того, мозжечковая дизартрия может становиться следствием паранеопластического процесса при внецеребральной злокачественной опухоли.
  • Дегенеративные. Дистрофические и атрофические процессы в мозжечке характерны для рассеянного склероза. Генетически детерминированные дегенеративные изменения определяются при оливопонтоцеребеллярной дегенерации, атаксии Фридрейха, атаксии Пьера-Мари.

Патогенез

Поражения мозжечка приводят к снижению его регулирующей функции, дискоординации и десинхронизации мышечных сокращений, обеспечивающих выполнение двигательных актов. Расстройство согласованной работы мышц артикуляционного аппарата ведёт к замедленному, прерывистому (скандированному) характеру речи. Речевые нарушения усугубляются толчкообразным дыханием, обусловленным атаксией дыхательных мышц. Из-за потери соразмерности двигательных актов (дисметрия) снижается точность, скорость и амплитуда артикуляционных движений, возникают затруднения при осуществлении необходимого артикуляционного уклада.

Сопутствующая гипотония мышц языка и губ является причиной твёрдого произношения мягких согласных. Следствием гипотонии мышц голосовых становится их неполное смыкание, что проявляется оглушением звонких звуков, снижением силы фонации к концу фразы. Гипотония мягкого нёба сопровождается его провисанием, вызывающим назализацию голоса. Мозжечковая дизартрия развивается на фоне аналогичных дискоординаторных расстройств скелетной мускулатуры, обуславливающих нарушение произвольных движений конечностей.

Симптомы мозжечковой дизартрии

Базовым проявлением выступает диспросодия речи — расстройство ритмичности, плавности проговаривания, отсутствие речевых акцентов (ударений). Мозжечковая дизартрия характеризуется толчкообразным типом речевого потока, непостоянством силы голоса, что формирует так называемую скандированную речь. Типично оглушение звонких и твёрдое произношение мягких звуков. Большинство фонем произносятся назализированно. Из-за мышечной гипотонии речь смазанная, невнятная. Возможно дрожание голоса при фонации протяжных гласных.

Речь замедлена, затруднительна для больного, требует постоянного поиска артикуляционных укладов. В процессе разговора пациент напряжён, говорит с усилием, речевая продукция сопровождается повышенным потоотделением, вазомоторными реакциями (бледность или гиперемия лица). Экспрессивная речь утомляет больного, трудности фонации заставляют его воздерживаться от активных высказываний. Пониженный тонус мимической мускулатуры обуславливает отсутствие мимики, гипотония жевательной мускулатуры приводит к сложностям пережёвывания твёрдой пищи. Больные жалуются на неустойчивость при ходьбе, нарушение координации, изменение почерка. Объём произвольных и пассивных движений сохранён.

Осложнения

Мозжечковая дизартрия затрудняет экспрессивную речь, делает её непонятной окружающим. Ограничение коммуникативных возможностей, осознание речевого дефекта неблагоприятно отражается на психоэмоциональном состоянии пациента. Развиваются невротические расстройства: ипохондрия, депрессивный невроз. Гипотония и дискоординация мышц глотки сопровождается нарушением глотания — дисфагией. При попёрхивании возможно попадание пищи в дыхательные пути с угрозой асфиксии, аспирационной пневмонии.

Диагностика

Первостепенное диагностическое значение имеет установление мозжечкового характера дизартрии и определение её этиологии. При необходимости проводятся консультации смежных специалистов: нейрохирурга, онколога, инфекциониста, травматолога. Основное диагностическое значение имеют:

  • Консультация невролога. В неврологическом статусе определяются симптомы мозжечковой атаксии: шаткая походка с широкой постановкой ног, дисметрия, дисдиадохокинез, интенционный тремор, дизартрия, макрография. Отсутствует характерное для вестибулярной атаксии улучшение координации при зрительном контроле. Обнаруживается гипотония мышц конечностей и лица при сохранности объёма движений.
  • Консультация логопеда.Диагностика устной речи выявляет её замедленность, нечленораздельность, прерывистость с расстройством ритма, типичную скандированность. Отмечается гипотония участвующих в артикуляции мышц. Внутренняя речь, слухоречевая память сохранны. В ходе диагностики письменной речи определяется макрография.
  • МРТ, МСКТ головного мозга. Нейровизуализация необходима для установления характера органического поражения, вследствие которого возникла мозжечковая дизартрия. Позволяет диагностировать зоны ишемии, гематомы, опухоли мозжечка и прилежащих структур, дегенеративные изменения, воспалительные очаги.
  • Исследование цереброспинальной жидкости. Производится при предположении об инфекционно-воспалительной этиологии поражения. Анализ осуществляется после получения образца методом люмбальной пункции. Изучение клеточного состава дает возможность обнаружить воспалительные изменения, проведение ИФА, ПЦР-диагностики — выявить возбудителя.
  • Консультация генетика. Необходима при подозрении на генетически детерминированное заболевание. С целью определения характера наследования выполняется генеалогическое исследование. В отношении отдельных болезней возможна ДНК-диагностика.

Дифференциальная диагностика проводится с иными расстройствами речи: моторной афазией, бульбарной и корковой дизартрией. Афферентная моторная афазия отличается расстройством артикуляции отдельных звуков, мозжечковая дизартрия — дисритмичностью речевого потока в целом. Корковая дизартрия характеризуется расстройством праксиса с сохранностью координации движений, чаще протекает с гипертрофией артикуляционных мышц. Бульбарная дизартрия сопровождается упрощением артикуляции, атрофическими изменениями языка, дисфонией.

Лечение мозжечковой дизартрии

Успешная коррекция речевого дефекта неразрывно связана с эффективной терапией основной патологии и активным проведением комплексной реабилитации. Подбор методов лечения определяется этиологией заболевания, обширностью и локализацией поражения, общесоматическим статусом пациента. Основными составляющими терапии являются:

  • Этиопатогенетическое лечение. Направлено на ликвидацию причинной патологии и её последствий. Может включать нейрохирургическую операцию по удалению опухоли или гематомы, тромболитическую или антикоагулянтную терапию инсульта, антибактериальное, противовирусное лечение инфекционных поражений, дезинтоксикацию. В случае наследственных мозжечковых дегенераций этиопатогенетическая терапия затруднительна.
  • Логопедическая коррекция. Занятия с логопедом назначаются для восстановления плавности речи. Осуществляется тренировка артикуляционного аппарата посредством специальной гимнастики. В занятия включён логопедический массаж. По мере восстановления речи переходят к работе над её выразительностью.
  • Реабилитационные мероприятия. Производятся комплексно под наблюдением реабилитолога, невролога. Включают лечебную физкультуру с упражнениями на восстановление координации, массаж, психологическое консультирование. Параллельно проводится медикаментозная поддержка нейропротекторными, нейрометаболическими фармпрепаратам.

Прогноз и профилактика

При успешном лечении причинного заболевания и корректной логопедической работе мозжечковая дизартрия может полностью регрессировать. Выраженность остаточной дисфункции зависит от степени поражения мозжечковых тканей. Наиболее неблагоприятен прогноз при прогрессирующих наследственных заболеваниях, злокачественных опухолевых процессах. К профилактическим мероприятиям относятся предупреждение травм и инфекций, ведение здорового образа жизни без употребления алкоголя, наркотических веществ, своевременная коррекция цереброваскулярных нарушений, генетическое консультирование планирующих беременность пар. В педиатрической практике важной профилактической мерой выступает адекватный выбор способа родоразрешения.

Использованные источники: www.krasotaimedicina.ru

«Применение логопедического массажа у детей раннего возраста с мышечной гипотонией Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию . »

Применение логопедического массажа

у детей раннего возраста с мышечной гипотонией

Массаж артикуляционного аппарата

и артикуляционные упражнения не только

улучшают двигательную функцию

отстающих систем мозга, но и вовлекают в

работу близлежащие мозговые системы.

Логопедический массаж — это метод активного механического воздействия, который

изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого

аппарата. Данный метод представляет собой одну из логопедических техник, способствующих как нормализации произносительной стороны речи, так и эмоционального состояния наших детей.

А наши дети, точнее дети из домов ребенка — это особые дети. Многие из них никогда не получали материнского молока, не сосали материнскую грудь, не ощущали материнской ласки и теплоты. Необходимо учесть также, что среди них есть недоношенные дети, дети с родовыми травмами, врожденными пороками, отягощенной наследственностью. Естественно это не может не отразиться на состоянии их физического и психического здоровья и, в частности, на состоянии мышечного тонуса, как общего, так и артикуляционного аппарата. И не случайно, 19,5% наших детей имеют в своем диагнозе синдром мышечной гипотонии.

Мышечная гипотония – это снижение мышечного тонуса.

Причины гипотонии у детей могут быть следующими:

Синдром Дауна, при котором хромосомы ДНК принимают измененный вид обычно из-за дополнительных копий двадцать первой хромосомы.

Миастения: нервно-мышечные расстройства при этом заболевании характеризуются переменной слабостью мышц, которая часто улучшается после полноценного отдыха и возрастает в связи с физической деятельностью. Состояние может быть вызвано нарушениями иммунного характера.

Синдром Прадера-Вилли – врожденный порок генов, характеризующийся отсутствием примерно 7 генов в составе 15 хромосомы спирали ДНК. Сопровождается ожирением, тяжелой формой гипотонии, снижением умственных способностей.

Тяжелые формы реактивной желтухи в результате конфликта резус фактором матери и ребенка.

Мозжечковая атаксия с двигательными расстройствами, которые отличаются внезапным началом, часто является осложнением после перенесенных инфекционных вирусных заболеваний.

Может вызывать гипотонию в тяжелых случаях течение заболеваний.

Ботулизм, при котором бактерии Clostridium могут размножаться в пределах желудочнокишечного тракта ребенка. В ходе жизнедеятельности продуцируют токсин, который парализует мышечные волокна и является потенциально опасным для жизни.

Синдром Марфана – наследственное заболевание клеток соединительной ткани с разрушением коллагеновых волокон, образующих мышечные связки и поддерживающий аппарат. Это оказывает негативное влияние на двигательный аппарат, сердечнососудистую систему, состояние глаз и кожи.

Мышечная дистрофия – это группа расстройств, которая характеризуется прогрессирующей мышечной слабостью и потерей объема мышечных волокон.

Ахондроплазия в виде нарушения физиологического роста костей скелета ребенка, которое вызывает наиболее распространенный тип карликовости. Сопровождается гипотонией средней степени тяжести.

Сепсис и другие тяжелые, опасные для жизни ребенка заболевания, вызывающие массирование заражение крови токсинами и живыми формами бактерий.

Врожденный гипотиреоз вызывает гипотонию в результате снижения уровня выработки гормонов щитовидной железы.

Гипервитаминоз D – состояние, которое появляется в полной мере через несколько месяцев после употребления чрезмерных доз витамина D для профилактики рахита.

Рахит провоцирует у детей размягчение и разрушение костной ткани. Вызывается дефицитом витамина D, кальция или фосфата. Сопровождается симптомами гипотонии.

Спинальная мышечная атрофия первого типа – группа наследственных болезней, вызывающих прогрессирующую дистрофию мышц и их слабость, в конечном итоге приводит к смерти ребенка.

Побочные эффекты от вакцинации.

Система логопедической работы с детьми раннего возраста предусматривает комплексный характер. Логопедический массаж как один из методов коррекционно-педагогического воздействия при ряде тяжелых речевых нарушений используется достаточно давно и целесообразность использования приемов массажа в логопедической практике ни у кого из специалистов не вызывает сомнения.

Логопедический массаж проводится на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы.

Приступая к коррекционной работе, сначала определяем структуру речевого дефекта и проводим диагностику состояния мышц. Это помогает определить тактику массажа для каждого конкретного случая.

Такая диагностика включает в себя определение состояния мимических и артикуляционных мышц, мышц плечевого пояса, шеи путем осмотра, пальпации мышц, выполнения статических и динамических упражнений совместно с неврологом.

Что мы наблюдаем у ребенка в мышцах артикуляционного аппарата при мышечной гипотонии?

Рот постоянно несколько приоткрыт, часто наблюдается гиперсаливация. Ребенок затрудняется широко открыть рот или удержать его в этой позиции, отказывается есть твердую пищу. При движении нижняя челюсть может отклоняться в сторону. Язык тонкий, бледный, малоподвижный. Имеются трудности удержания артикуляционной позы. Могут наблюдаться фибрилляции (кратковременные подергивания) спинки языка. Также мы можем наблюдать у ребенка затруднения при выполнении некоторых двигательных проб: вытянуть губы, оскалить зубы, надуть щеки, подуть на вертушку, втянуть щеки и т.п. Вследствие чего отмечаются нарушения произношения лабиализованых гласных (О,У), губно-губных (Б,П,М и их мягких вариантов) и губно-зубных согласных (В,Ф и их мягких вариантов).

К-с упражнений при вялом парезе проводится с целью активизации оральных органов.

Следует начинать массаж с основной группы мышц, лишь затем переходя к второстепенным.

Движения должны быть интенсивными, с нажимом, от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз. Начинается и заканчивается сеанс массажа легким поглаживанием Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже. При выраженных нарушениях мышечного тонуса массаж можно проводить в течение нескольких лет (с небольшими перерывами).

Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т.д. Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 до 5-6 минут, а конечная — от 15 до 20 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном — 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте — 25 минут.

Логопедический массаж при мышечной гипотонии осуществляем комплексно с общим массажем, ЛФК, физиотерапевтическими процедурами и на фоне медикаментозной терапии.

После проведения курса массажа проводим итоговое обследование состояния артикуляционного аппарата по той же методике, что и первичное обследование (по Г.В. Дедюхиной).

Результаты фиксируем в карте движений, проводим анализ. По результатам анализа моделируем индивидуальный план дальнейшей логопедической работы.

КАРТА ДВИЖЕНИЙ (для детей 3 — 4 лет) Щеки Нижняя челюсть Мягкое небо Губы Язык Лоб нахму подня надуть втянут откусы опус- непроиз- произ- Вытяги Растяги ФИО Оскал Впере Вверх Вниз Вправ Влево Обли ть кание воль- вание вание в рить вание вольные ь д о зыван брови брови стороны (при ные ие крике] Как показывает практика, после проведения логопедического массажа, мы видим конкретные результаты, на основании которых можно судить о проделанной работе.

У 98% детей отмечается:

• нормализация мышечного тонуса;

• улучшение подвижности органов артикуляционного аппарата;

• увеличение амплитуды и объема движений во всех мышцах артикуляционного аппарата;

Использованные источники: doc.knigi-x.ru

Релевантные посты