Гипотония мимических мышц

Болезни сердца

iserdce

Проявления и лечение синдромa мышечной гипотонии

Мышечной гипотонией называется состояние, при котором сила мышц и их тонус понижаются. Ее способен спровоцировать целый ряд заболеваний (более 100), поэтому невозможно полностью предупредить риск ее появления. Наиболее характерен мышечный гипотонус для детей.

Виды патологии

Болезнь подразделяется на врожденную и приобретенную. По характеру течения выделяют такие типы:

  • интермиттирующая (волнами, с периодами обострения и спада);
  • прогрессирующая;
  • эпизодическая;
  • рецидивирующая.

Мышечная гипотония начинается постепенно или остро. По влиянию на организм можно выделить центральный уровень, когда патология затрагивает спинальную и церебральную область, а также периферический уровень, когда поражаются определенные двигательные единицы.

Что провоцирует болезнь

Спровоцировать заболевание способны самые разные патологии, включая категории врожденных. Нередко проявляются они при ЧМТ, гипотиреозе, некоторых отравлениях и в результате асфиксии в момент родов.

Достаточно механизм появления мышечной гипотонии у детей не изучен. Однако выявляют ряд причин, которые способны вызвать ее. Как правило, это врожденные патологии, связанные с генетическими изменениями. К ним относят следующие синдромы:

  • Мартина-Белл;
  • синдром Дауна;
  • Опица-Каверджера;
  • Робинова;
  • Патау;
  • Айкарди;
  • Грисцелли;
  • Лея;
  • де Морсиера;
  • Марфана;
  • Ретта;
  • Вильямса.

Кроме того, гипотония развивается на фоне других врожденных болезней:

  1. Миотоническая дистрофия. Вместе с дистрофией мышечной происходят изменения во всех сферах организма, отмечается понижение интеллекта. Выявляется она часто в возрасте от 10 до 20 лет.
  2. Атрофия мышечная (спинальная). Мозговые процессы остаются в норме, страдают лишь мышцы головы, шеи, ног.
  3. Ахондроплазия. Аномалии или недоразвитие костных структур.
  4. Болезнь Менкеса отличается медленным ростом и проблемами в нервной сфере.
  5. Болезнь центрального стержня с возникновением проблем в опорно-двигательной сфере.
  6. Нанизм гипофизарный. Характерно отставание в физическом развитии.
  7. Метилмалоновая ацидемия. Отставание как в росте, так и в мозговой деятельности.
  8. Гиперглицинемия некетотическая. Очень серьезное заболевание, которое нередко приводит к летальному исходу. Отличается апноэ, летаргией, судорогами, проблемами с психомоторным развитием.

У грудных детей гипотония появляется в результате пороков развития, например, при церебральном параличе, мозжечковой атаксии, гипотиреозе врожденном, диспраксии и т. д.

Гипотонус мышц проявляется не только на фоне описанных выше патологий, которые относятся к категории врожденных. Манифестирует он и в другие периоды жизни. К таким болезням можно отнести:

  • рахит;
  • мышечная дистрофия;
  • миастения;
  • целиакия;
  • желтуха ядерная;
  • синдром Сандифера;
  • ботулизм;
  • менингит;
  • гипервитаминоз;
  • энцефалит;
  • лейкодистрофия.

Как проявляется гипотония

Патологический процесс быстро затрагивает внутренние органы и при отсутствии лечения задержка в развитии не заставит себя ждать. Однако задержка обычно касается только мышечной ткани, а не мозговой деятельности.

Синдром мышечной гипотонии сопровождается рядом следующих признаков:

  1. Нарушение дыхательной функции.
  2. Излишняя дряблость и мягкость мышечной ткани.
  3. Нет сопротивления даже к пассивным движениям, в области суставов наблюдается переразгибание.
  4. Невозможность удержания на весу головки, зачастую она отклоняется в сторону.
  5. Дети опираются не на согнутые конечности в попытке подняться.
  6. Малыши плохо или вообще не обучаются ползанию, нередко не способны даже перевернуться на спину.
  7. Ладони не могут удерживать предметы.
  8. Вес тела стоя удерживается с трудом, в сидячем положении обычно и вовсе не сохраняется баланс.
  9. Происходит выпадение языка, челюсть отвисает.

Мышечная слабость развивается очень быстро, поэтому гипотония очень быстро скажется на подвижности и формировании осанки. На фоне этого страдает весь организм, так как ребенок не обучается должным рефлексам. Из-за слабых связок часто могут возникать вывихи, а в сложных случаях бывает трудно даже глотать или жевать.

Лечение

Рефлекторный массаж – это одновременно и метод лечения, и метод предупреждения у детей гипотонии мышц. Его проводят не только в условиях больницы, но и самостоятельно. Однако начинать делать его нужно только после небольшого обучения и консультации врача, поскольку в каждом случае принимают во внимание индивидуальное состояние, первопричины патологии, возраста и т. д.
Лечение проводится под контролем сразу нескольких врачей – ортопеда, кардиолога, генетика, педиатра, логопеда, невропатолога. Физиотерапевт занимается подбором физиотерапевтических процедур для улучшения состояния детей с подобной проблемой. В целом лечебные мероприятия можно включить в следующий перечень:

  • питание с полноценным содержанием витаминов;
  • ЛФК;
  • занятия с логопедом;
  • терапия, направленная на улучшение осанки и походки;
  • занятия на развитие координации, мелкой моторики;
  • физиотерапия.

Обязательно принимается во внимание тип мышечной гипотонии, так как от этого зависит подход к лечению, основные способы и методы терапии, а также их эффективность.

Один из ответственных этапов лечения – это подбор медикаментов. Для детей не просто подбирают индивидуальные дозы, но и стараются выбрать лекарства с минимальным побочным воздействием. В частности, применяют средства от миастении, средства, помогающие тонизировать мышцы и сосуды, а также антибиотики, витамины, нейрометаболиты и ноотропы.
Если результата выработанная терапия не принесет, будет приниматься решение об имплантации специального устройства, который будет путем фармакологии и электроимпульсов воздействовать на состояние.

Использованные источники: iserdce.ru

Мышечная гипотония

Мышечная гипотония (мышечный гипотонус, синдром мышечной гипотонии) – это состояние пониженного мышечного тонуса, которое часто сочетается с парезом (снижением мышечной силы). Мышечная гипотония является симптомом множества различных заболеваний, связанных с поражением мотонейронов, поэтому считается неспецифическим мышечным расстройством.

Содержание

Общие сведения

Врожденную мышечную гипотонию впервые подробно описал Оппенгейм еще в 1900 г., рассматривая миатонию как отдельное заболевание (получило название «миатония Оппенгейма»). Поскольку мышечная гипотония у новорожденных возникает при разных заболеваниях, Гринфилд с соавторами в 1918 г. предложил для описания данного состояния использовать термин «синдром вялого ребенка».

Современная медицина предпочитает для описания состояния пониженного мышечного тонуса использовать термин «синдром мышечной гипотонии». Это определение объединяет все варианты возникающей у детей мышечной гипотонии независимо от ее причины и уровня возникающих при данном состоянии нарушений.

Мышечная гипотония является симптомом около 100 различных заболеваний, но, несмотря на этиологию заболевания, проявляется гипотония достаточно стереотипно.

Формы

Поскольку мышечная гипотония у детей входит в симптомокомплекс различных заболеваний, выделяются:

  • в зависимости от степени поражения генерализованная (диффузная) и локальная (изолированная) гипотония;
  • в зависимости от начала – острая и постепенно развивающаяся;
  • по характеру течения – эпизодическая, интермиттирующая (с периодами подъема и спада), рецидивирующая и прогрессирующая гипотония.

В зависимости от причин, провоцирующих развитие гипотонии, выделяют:

  • Врожденную гипотонию. Развивается при наличии генетических заболеваний и является частью общей клинической картины.
  • Приобретенную гипотонию. Может быть связана с неврологическими заболеваниями (ДЦП, акушерская травма и др.), воздействием токсинов (отравление ртутью), инфекционными заболеваниями в раннем возрасте (перенесенный менингит, энцефалит, сепсис и т.д.), нарушением обмена веществ (наблюдается при рахите, гипервитаминозе витамина Д, вторичном гипотериозе), аутоиммунными заболеваниями (наблюдается при миастении и поствакцинальных осложнениях).

По уровню происхождения мышечную гипотонию разделяют на гипотонию:

  • Центрального уровня (подразделяется на церебральный и спинальный уровень).
  • Периферического уровня (поражаются двигательные единицы). Возникает при болезнях периферического нейрона (нейрональный и невральный уровень), болезнях нейромышечной трансмиссии (синаптический уровень), врожденных структурных миопатиях, миотонии, миодистрофии и миоплегии, метаболических и воспалительных миопатиях (мышечный уровень).

Причины развития

Только всестороннее медицинское обследование позволяет установить точную причину развития гипотонии у ребенка. Чаще всего синдром мышечной гипотонии у новорожденного свидетельствует о наличии врожденных заболеваний, которые могут проявиться на протяжении первого полугодия жизни. Наиболее часто причиной гипотонии являются генетические заболевания:

  • Синдром Дауна — геномная патология, при которой в большинстве случаев вместо нормальных 46 хромосом в кариотипе представлено 47 благодаря лишней копии хромосомы 21-й пары.
  • Синдром Айкарди — редкое врожденное заболевание невыясненной этиологии, для которого характерны эпилептические приступы по типу инфантильных спазмов, частичное или полное отсутствие мозолистого тела, хориоретинальные лакунарные очаги и умственная отсталость.
  • Синдром Робинова – редкое заболевание, которое наследуется по аутосомно-доминантному и аутосомно-рецессивному типу. Больные рождаются с пренатальной гипоплазией и отличаются наличием макроцефалии, выступающим лбом, широкой переносицей и др. клиническими признаками.
  • Синдром Опица — Каведжия (синдром FG) – редко встречающееся рецессивное Х-сцепленное заболевание, для которого характерна значительная вариабельность клинических признаков (костно-лицевые аномалии, выраженная гипотония мышц и т.д.).
  • Синдром Мартина – Белл, который вызывается мутацией в Х-хромосоме гена FMR1. В результате подавления транскрипции белка FMR1 нарушается нормальное развитие нервной системы (наблюдается умственная отсталость, дискоординация движений, незначительная гипотония).
  • Синдром Грисцелли (1 тип) — аутосомно-рецессивное заболевание, для которого характерен комбинированный иммунодефицит и частичный альбинизм.
  • Синдром Марфана — наследственная патология соединительной ткани, которая наследуется по аутосомно-доминантному типу. Для данного синдрома характерны удлиненные трубчатые кости скелета, суставы гипермобильны, присутствует патология сердечно-сосудистой системы и органов зрения.
  • Синдром Патау — хромосомное заболевание, связанное с наличием в клетках дополнительной хромосомы 13 и сопровождающееся тяжелыми пороками развития.
  • Синдром Лея — редко встречающийся наследственный нейрометаболический синдром, для которого характерны поражения ЦНС.
  • Синдром Прадера – Вили – редкое заболевание, вызванное утратой отцовской копии участка хромосомы 15q11-13.
  • Синдром Вильямса — заболевание, вызванное перестройкой хромосом. Больные отличаются специфической внешностью и общей задержкой умственного развития в сочетании с развитостью некоторых областей интеллекта.
  • Синдром Ретта – психоневрологическое заболевание, которое наблюдается в основном у девочек и проявляется тяжелой умственной отсталостью.
  • Синдром де Морсиера (септооптическая дисплазия) – гетерогенное заболевание, при котором наблюдается гипоплазия зрительного нерва, гипофиза и аномалии срединных структур головного мозга.
  • Синдром Райли – Дея (семейная дизавтономия), которая вызывается мутациями Q319 и передается по аутосомно-рецессивному типу. Для синдрома характерны сенсорные нарушения и нарушения вегетативной нервной системы.
  • Синдром делеции 22q13 (утрата части хромосомы), для которого характерна неонатальная гипотония, умственная отсталость и неярко выраженные дисморфические особенности.
  • Синдром Элерса-Данло — гетерогенное заболевание, при котором поражаются суставы и кожа.
  • Болезнь Кэнэвэн, для которой характерно прогрессирующее поражение нервных клеток мозга.
  • Болезнь Дежерина – Сотта — наследующееся по аутосомно-рецессивному типу заболевание, при котором наблюдаются гипертрофические изменения шванновской оболочки нервных волокон, сдавление и дегенерация аксонов, медленное нарастание периферических парезов и мышечных атрофий.
  • Болезнь Крабе — редкое аутосомно-рецессивное заболевание, для которого свойственно поражение миелиновой оболочки нервных волокон и прогрессирующее снижение интеллекта и зрения.
  • Болезнь Ниманна – Пика, при которой нарушается липидный метаболизм. Симптоматика заболевания зависит от его типа.
  • Болезнь Тея – Сакса, которая проявляется прогрессирующим поражением центральной нервной системы.
  • Центронуклеарная миопатия, для которой характерна генерализованная мышечная слабость и офтальмоплегии, респираторный дистресс-синдром и др. признаки.
  • Ахондроплазия, которая проявляется наличием врожденных аномалий (стеноз позвоночного канала и др.) и недоразвитием длинных костей.
  • Болезнь центрального стержня, для которой характерна задержка двигательного развития и наблюдаются нарушения опорно-двигательного аппарата.
  • Гипофизарный нанизм, проявляющийся значительным отставанием в росте и физическом развитии.
  • Болезнь Менкеса, признаками которой являются замедленный рост, патологии нервной системы и характерно закрученные волосы.
  • Спинальная мышечная атрофия, при которой произвольные движения нарушаются (патологические процессы затрагивают в основном поперечнополосатую мускулатуру ног, голову и шею), а умственное развитие не отклоняется от нормы.
  • Дефицит 3-метилкротонил-КоА карбоксилазы, при которой ребенок быстро утомляется, мышечный тонус ослаблен, часто наблюдается диарея, рвота и нарушение питания.
  • Метилмалоновая ацидемия, при которой наблюдается задержка умственного и физического развития, а в моче присутствует метилмалоновая кислота.
  • Некетотическая гиперглицинемия, которая при классическом течении заболевания развивается стремительно и проявляется летаргией, миоклоническими приступами, эпизодами апноэ. У выживших детей наблюдается грубая задержка психомоторного развития и судороги.
  • Миотоническая дистрофия, для которой характерна вариабельность клинических проявлений. Отличается наличием миотонии, прогрессирующей мышечной слабостью, поражениями сердца, зндокринно-вегетативными расстройствами, наличием катаракты и снижением интеллекта. При миодистрофии Бекера часто проявляется мышечная гипотония у взрослых, поскольку данная форма заболевания протекает более доброкачественно и манифестирует в возрасте 10-20 лет, а иногда и позже.

Мышечная гипотония у грудничка может быть следствием пороков развития:

  • врожденной мозжечковой атаксии, при которой наблюдается «пьяная походка», асинергии, атаксия в руках и т. д.;
  • дисфункции сенсорной интеграции;
  • диспраксии (нарушения движений);
  • врожденного гипотиреоза;
  • гипотонического церебрального паралича;
  • тератогенеза, который возник в результате внутриутробной интоксикации бензодиазепинами.

Мышечный гипотонус может быть следствием заболеваний, которые дебютировали на протяжении жизни. К таким заболеваниям относят:

  • мышечную дистрофию (наблюдается наиболее часто);
  • метахроматическую лейкодистрофию;
  • спинальную мышечную атрофию;
  • энцефалит, менингит, полиомиелит, синдром Гийена – Баре, сепсис;
  • ботулизм детского возраста, который развивается под воздействием ботулотоксина, продуцируемого спорообразующей палочкой Clostridium botulinum;
  • миастению;
  • патологические реакции на вакцинацию;
  • целиакию;
  • гипервитаминоз;
  • ядерную желтуху;
  • рахит;
  • синдром Сандифера, для которого свойственна триада симптомов: грыжа пищеводного отверстия диафрагмы, рефлюкс-эзофагит и кривошея.

Мышечный гипотонус у детей развивается также при асфиксии при родах, отравлении ртутью, черепно-мозговых травмах, поражениях нижних или верхних мотонейронов, дисфункции ЦНС (поражение мозжечка, ДЦП и др.) и гипотиреозе.

Патогенез

Мышечная гипотония при любой ее этиологии развивается под воздействием общих патофизиологических механизмов. Мышечный тонус регулируется структурами ствола головного мозга, стриопаллидарной системой и мозжечком, а реализация тонических реакций зависит от деятельности образований сегментарного рефлекторного аппарата, который включает:

  • альфа — и гамма-нейроны передних рогов спинного мозга;
  • двигательные и чувствительные волокна нервных стволов;
  • афференты нервно-мышечных веретен.

Диффузная мышечная гипотония может возникать в результате:

  • нарушений супрасегментарной регуляции мотонейронов (альфа и гамма);
  • гипофункции спинальных альфа-мотонейронов;
  • денервации, которая возникает при повреждении волокон нервных стволов;
  • повышения активности медиаторных ингибиторных механизмов;
  • патологии ионных каналов;
  • нарушения цитоскелета мышц;
  • снижения энергообеспечения мышечной ткани.

Симптомы

Синдром диффузной мышечной гипотонии проявляется:

  • В выраженной в различной степени мышечной гипотонии (от легкой вялости до полной атонии). Мышцы на ощупь мягкие, дряблые, наблюдается переразгибание в суставах (коленные, локтевые, лучезапястные), сопротивление пассивным движениям снижается.
  • Снижением или полным отсутствием безусловных рефлексов и активных движений, повышением сухожильных рефлексов. Ребенок не в состоянии поддерживать позу, ползать, стоять в результате мышечной рассогласованности.
  • Затруднениями при кормлении и в некоторых случаях гастроэзофагеальным рефлюксом, при котором содержимое желудка забрасывается в пищевод.
  • Нарушениями дыхания при церебральной гипотонии.

Синдром диффузной мышечной гипотонии у детей может сопровождаться судорогами, задержкой развития ребенка, дисморфическими признаками, клонусами (быстрыми и ритмическими движениями) стоп, вовлечением в патологический процесс внутренних органов.

На выраженность симптомов влияет возраст пациента, тяжесть гипотонии, локализация поражения и причина гипотонии.

Диагностика

Мышечная гипотония диагностируется на основании данных:

  • семейного анамнеза;
  • физикального осмотра, который включает исследование рефлексов, силы и тонуса мышц;
  • КТ и МРТ, ЭЭГ, электромиографии;
  • общих и биохимических анализов крови;
  • исследования ликвора;
  • генетического анализа;
  • биопсии мышечной ткани или нерва.

Лечение

Синдром мышечной гипотонии у грудничка лечится в первую очередь при помощи массажа, который включает рефлекторные и дыхательные упражнения. Рекомендуется также специальная лечебная гимнастика, тонизирующие ванны, аквагимнастика, упражнения на мяче и физиотерапия.

Диффузная мышечная гипотония у детей лечится также при помощи упражнений для координации мелкой моторики (включает лепку, занятия с мозаикой, пальчиковые игры и др.) и занятий с логопедом, если ребенок нуждается в правильной постановке речи.

Применяется также коррекция походки и осанки, рекомендуется рациональное питание.

Медикаментозное лечение назначается врачом в зависимости от причины гипотонии (включает ноотропы, сосудистые препараты, нейрометаболические препараты, витамины и т.д.)

В настоящее время при отсутствии результатов консервативного лечения качество жизни больного с нарушениями мышечного тонуса можно улучшить при помощи функциональной нейростимуляции, которая активизирует разные отделы НС при помощи электрических или фармакологических воздействий, осуществляемых благодаря имплантируемому устройству.

Использованные источники: liqmed.ru

Нарушения мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре.

Для большинства форм дизартрии характерно изменение мышечного тонуса речевой мускулатуры. Обычно эти изменения тонуса имеют сложный патогенез, связанный как с локализацией поражения, так и со сложной дезинтеграцией всего рефлекторного, двигательного и речевого развития. Поэтому в отдельных артикуляционных мышцах тонус может изменяться по-разному. Остановимся на отдельных вариантах нарушения мышечного тонуса при дизартриях.

Спастичность артикуляционных мышц.При спастичности артикуляционных мышц отмечается постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка и губ; язык в полости рта напряжен, спинка его спастически изогнута, кончик не выражен, язык оттянут кзади. Губы спастически напряжены. Активные движения в артикуляционной мускулатуре резко ограничены. Спастичность артикуляционных мышц имеет место при спастической форме псевдобульбарной дизартрии. Наряду со спастичностью речевой мускулатуры у детей отмечается спастичность и скелетных мышц. Наиболее часто это имеет место при спастической диплегии.

Гипотония артикуляционных мышц.Гипотония в артикуляционной мускулатуре наиболее часто отмечается при мозжечковой форме дизартрии. Гипотония в речевой мускулатуре обычно сочетается с гипотонией и слабостью скелетных, мимических и жевательных мышц. Язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их плотного смыкания, в силу этого рот постоянно полуоткрыт, выражена гиперсаливация. В отличие от бульбарных нарушений не отмечается атрофии, фибриллярных подергиваний в языке, глоточный рефлекс сохранен. Эта форма нарушенного мышечного тонуса наиболее часто имеет место при некоторых вариантах диплегии, осложненных мозжечковой недостаточностью, особенно в первые месяцы жизни ребенка, а также при астатически-атонической форме церебрального паралича.

Меняющийся тонус артикуляционных мышцобычно имеет место при гиперкинетической дизартрии. Нарушение тонуса артикуляционных мышц в этих случаях сочетается с их гиперкинезами. Сходная картина отмечается и в скелетной мускулатуре. Это чаще всего наблюдается при гиперкинетической форме церебрального паралича.

Особенности мышечного тонуса при дизартриях у детей с церебральными параличами определяет первый важный принцип речевой терапии этих детей.

Речевая терапия при дизартриях основывается на тесном единстве с мероприятиями, направленными на развитие двигательных функций. Первым моментом речевой терапии является необходимость добиться максимального мышечного расслабления как в артикуляционных, так и в скелетных мышцах. Для этого перед тем, как приступить к логопедическим занятиям, каждого ребенка оценивают с точки зрения его уровня двигательного развития. Затем определяют характер его мышечного тонуса, как в артикуляционной, так и в скелетной мускулатуре и, что особенно важно, устанавливают, как меняется состояние тонуса в зависимости от положения тела в пространстве и положения головы по отношению к туловищу. Затем определяют так называемую «рефлексзапрещающую позицию». Определение этой позиции основано на придании такого положения телу и голове ребенка, которое будет способствовать уменьшению действия примитивных, задержанных и извращенных рефлекторных схем, приводящих к повышению мышечного тонуса. После того как определена «рефлексзапрещающая позиция», переходят к последовательному ее закреплению.

Ограничение подвижности артикуляционных мышцзависит от измененного мышечного тонуса, параличей и парезов артикуляционной мускулатуры, а также от оральной апраксии.

В результате недостаточной подвижности речевых мышц грубо расстраивается звукопроизношение. Особенно ограниченной становится подвижность языка. При этом может отмечаться недостаточность подъема языка вверх в полости рта, что может иметь место при парезе или грубом нарушении мышечного тонуса в шило-подъязычной, двубрюшной, подъязычно-глоточной, челюстно-подъязычной, язычно-глоточной, шило-язычной и язычно-нёбной мышцах. Отмечается нарушенное произношение звуков, для которых необходимо движение языка вверх, а также звуков, требующих для своего воспроизведения сочетанного действия указанных мышц языка (л, р, ж, ш, ц, ч, д, т и некоторых других). Иногда наблюдается недостаточность движения языка вниз. Это обычно имеет место при патологическом состоянии ключично-подъязычной, щитовидно-подъязычной, челюстно-подъязычной, подбородочно-язычной, челюстно-подъязычной и двубрюшной мышц. Может нарушаться и произношение некоторых гласных звуков (э, и).

При парезах мышц языка, изменении их тонуса нередко оказывается невозможным изменение конфигурации языка: удлинение, выдвижение, укорочение, оттягивание назад и поднятие отдельных его частей, искривление, разнообразные боковые движения. Все это приводит к нарушению звукопроизношения так называемых язычных звуков, произношение которых связано с изменением изгиба спинки языка (а, е, и), нёбно-язычных (х, з, ж, л, с, ш, к, т, г, д, р, н). Таким образом, при поражении мышц языка расстраивается звукопроизношение большинства звуков.

Наряду с ограниченной подвижностью языка обычно отмечается малая подвижность губ. становится невозможными или ограниченными вытягивание губ трубочкой, растягивание углов рта, а также другие движения, которые меняют размер и форму преддверия рта, оказывая тем самым влияние на резонирование всей ротовой полости. При поражении мышц губ страдает главным образом произношение губных звуков (б, п, м, в, ф).

Мускулатура губ иннервируется лицевым нервом, поэтому парезы и параличи губных мышц обычно сочетаются с нарушением функций других мимических мышц нижней части лица (области, иннервируемой нижней ветвью лицевого нерва), что характерно для центрального пареза лицевого нерва.

Ограниченная подвижность мягкого нёба в результате поражения нёбных мышц (мышц, натягивающих мягкое нёбо, мышц, поднимающих его, нёбно-язычных мышц) еще больше нарушает звукопроизношение. Мышцы мягкого нёба иннервируются двигательными веточками язычно-глоточного и блуждающего нервов. Некоторое участие в иннервации нёбной мускулатуры принимает также тройничный и лицевой нерв. В зависимости от уровня поражения указанных нервов, их путей или ядер различают вялый и центральный парез мышц мягкого нёба.

При поражении мышц мягкого нёба голос приобретает носовой оттенок («открытая гнусавость»). Иногда, наоборот, чрезмерная спастичность нёбных мышц может способствовать появлению «закрытой гнусавости». При поражении блуждающего нерва «открытая гнусавость» и артикуляционные расстройства нередко сочетаются с хрипотой и афонией вследствие частичного или полного нарушения функции внутренних мышц гортани.

Выраженные артикуляционные расстройства определяют второй важный принцип речевой терапии дизартрии — развитие речевых артикуляций. В процессе работы над артикуляцией, так же как и при работе над общей моторикой, важным принципом является фактор тактильно-проприоцептивного раздражения, развитие статико-динамического ощущения, четких артикуляционных кинестезии и кинестетического следового образа движения артикуляционных мышц. Работу проводят с максимальным подключением других анализаторов (особенно зрительного и тактильного).

Большое место в работе при дизартриях занимает артикуля­ционная гимнастика.

Работу рекомендуется начинать с обучения ребенка проглатыванию слюны. Для этого производят массаж жевательных мышц, пассивно-активно вызывая жевательные движения и закидывая голову ребенка назад, просят его проглотить слюну. Для стимуляции жевательных движений ребенку на каждом занятии дают булку или печенье и учат его жевать перед зеркалом. Затем ребенка учат произвольному закрыванию рта за счет пассивно-активных движений нижней челюсти. Вначале эти упражнения проводятся пассивно: одна рука логопеда помещается под нижней челюстью, под подбородком, другая кладется на голову ребенка; путем легкого надавливания и сближения рук челюсти ребенка смыкаются. Там, где позволяют степень и характер дви­гательного поражения, эти движения производят при помощи рук самого ребенка. В дальнейшем проводят активную гимнастику по тренировке этих движений под счет и по команде: «открой рот, закрой».

Для развития достаточного произвольного напряжения мышц лица, круговой мышцы рта рекомендуется применение специальных салфеток, трубочек. Ребенок охватывает трубку губами и старается помешать попыткам логопеда вытянуть ее изо рта. Для развития мышц губ применяют специальные упражнения по вытягиванию губ вперед трубочкой, растягиванию их в стороны, по чередованию этих движений (хоботок-оскал, хоботок-оскал и т. д.). Эти упражнения нередко представляют очень большую трудность для ребенка с дизартрией и требуют предварительных тренировочных упражнений на опускание нижней губы при фиксировании верхней и Др.

Особенно большая работа должна проводиться над мышцами языка. Эту работу рекомендуют начинать с воспитания активного прикосновения концом языка к краю нижних зубов. Затем приступают к отработке общих, менее дифференцированных движений языка, вначале в пассивном плане (вытягивание языка вперед и убирание его назад в полость рта). Отработка мышц корня языка начинается с их рефлекторных сокращений. Так, раздражая корень языка бумажной трубочкой, добиваются рефлекторного сокращения этих мышц; эти движения закрепляют на рефлекторах, а затем произвольных кашлевых движениях. После этого постепенно переходят к отработке более тонких и дифференцированных движений языка, вначале пассивных, азатем активных.

Проводя артикуляционную гимнастику, работая над голосом и дыханием, одновременно соответственно отрабатываемым артикуляционным укладам, у ребенка вызывают первые звуки. Работая над речевой мускулатурой, одновременно упражняют мимические мышцы лица. Ребенка учат закрывать и открывать глаза, один глаз, придерживая рукой другой, хмурить брови и т. д.

Работа над артикуляторной моторикой и мимикой всегда сочетается- с работой по развитию моторики рук. У детей постепенно развивают опорную, хватательную, манипуляционную деятельность рук и тонкие дифференцированные движения пальцев. При работе над ручной моторикой для воспитания четких пальцевых кинестезии также применяют тактильную стимуляцию при помощи массажа. Если логопедические занятия проводят с ребенком в положении сидя, то его руки помещают на стол, ладонь и пальцы прижимают к столу. При проведении гимнастики рук детей учат разминать и раскатывать пластилин, сжимать руками резиновые груши, захватывать кончиками пальцев мелкие предметы, складывать мозаику, рисовать, лепить, вырезать, штриховать, раскрашивать картинки, застегивать и расстегивать пуговицы, крючки, шнуровать ботинки, пользоваться ложкой и вилкой.

Использованные источники: lektsii.org

Симптомы и лечение мышечной гипотонии у взрослых

Мышечная гипотония – это патология, при которой у человека диагностируют пониженный тонус мышц, который часто сочетается с парезом одной или нескольких конечностей. Обычно болезнь проявляется у детей после рождения, но иногда может развиться и у взрослых.

Причины

Синдром мышечной гипотонии может развиться по разным причинам. К наиболее распространенным относят:

  • синдромы:
    • Дауна;
    • Айкарди;
    • Мартина-Белл;
    • Робинова;
    • Лея;
    • Опица-Каведжия;
    • Грисцелли;
    • Марфана;
    • Вильямса;
    • Патау.
  • болезни:
    • Кэнэвэн;
    • Менкеса;
    • Тея-Сакса;
    • Ниммана-Пика;
    • Краббе;
    • ахондроплазия;
    • спинальная мышечная атрофия;
    • миотоническая дистрофия;
    • энцефалит;
    • менингит;
    • полиомиелит;
    • сепсис;
    • гипервитаминоз;
    • миастения;
    • отравление химическими веществами и т.п.

Все эти болезни вызывают поражение периферических нервов или мотонейрона, которые расположены в мозжечке или спинном мозге.

У ребенка гипотония часто является следствием пороков развития, что приводит к развитию недуга и во взрослом возрасте. К причинам относят: диспраксия, врожденная мозжечковая атаксия, гипотонический церебральный паралич и др.

Если поражается мозжечок, то проявления обычно диагностируют только с одной стороны.

Виды патологии

Различают локальную и диффузную форму, в зависимости от того, сколько областей тела поражено.

Диффузная мышечная гипотония может быть вызвана нарушениями цитоскелета мышц, денервации, гипофункции спинальных альфа-мотонейронов; пониженного обеспечения энергией мышечных тканей и др.

Симптомы и лечение

Синдром диффузной мышечной гипотонии проявляется в нескольких характерных признаках, которые вместе создают определенную клиническую картину:

  • сильные головные боли, от которых не помогают препараты;
  • ничем не спровоцированная слабость;
  • тахикардия без причин;
  • в области сердца могут появляться внезапные боли;
  • нарушения сна (сонливость или наоборот бессонница);
  • повышенное потоотделение;
  • онемение рук и ног.

Мышечная гипотония проявляется в:

  • вялости и слабости мышц, отмечается переразгибание суставов;
  • снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов;
  • снижение или полное отсутствие активных движений;
  • повышение сухожильных рефлексов;
  • нарушения дыхания и др.

В детстве у такого больного будут проблемы с питанием, а также речью. Он будет медленнее развиваться. Проблемы в опорно-двигательном аппарате могут вызвать патологии внутренних органов.

Многие пациенты списывают усталость на работу или физические активности, а иногда и на чрезмерную пассивность, но это может привести к развитию недуга и опасным последствиям.

Мышечная гипотония у взрослых диагностируется после полного всестороннего обследования.

Врачи учитывают семейную историю болезни, проводят осмотр, исследования тонуса, массы и рефлексов мышц. Обязательно делают КТ, МРТ, ЭЭГ, электромиографию, а также биопсию мышечной ткани, исследования крови и мочи.

Лечение проводится обычно консервативными методами. Человек должен проходить массажи и заниматься специальной лечебной физкультурой. Подбор упражнений проводит доктор для каждого больного индивидуально. Также назначаются физиотерапевтические процедуры, а также плавание, занятия в воде и т.п.

Диета очень важна – рацион должен давать все необходимые микроэлементы и витамины.

Медикаменты назначает врач в зависимости от того, что вызвало синдром. Это могут быть ноотропы, витамины, нейрометаболические, а также сосудистые препараты и т.п.

Использованные источники: nashynogi.ru

Что такое мышечная гипотония у взрослых и детей

Мышечная гипотония – патологическое состояние, характеризующееся снижением тонуса мышечных волокон. Недуг встречается не только у взрослых, но и у детей, даже новорожденных младенцев. Гипотония мышц сопровождает множество серьезных патологий, что не может не настораживать. Врач, родственник, сам заболевший человек, заметивший слабость мышечной ткани, незамедлительно должен принять все меры для ликвидации неприятного синдрома. Так чем проявляет себя патология и как лечить неприятный синдром? Давайте разбираться.

Определение и классификация

Мышечные волокна, которые чаще собраны в пучки, обеспечивают одну из самых основных функций человека – возможность двигаться. Мышцы удерживают тело в вертикальном положении, обеспечивают движение конечностей, участвуют в акте дыхания и т.д. Тонус определяет напряжение мышечной ткани или способность оказывать сопротивление движению.

Классифицируют синдром на диффузную и локальную форму гипотонии. При локальной форме страдает определенная группа мышечных волокон. Диффузная мышечная гипотония характеризуется захватом всех мышц организма. Дети с данной формой недуга лежат в позе распластавшейся лягушки. Именно диффузно-мышечная гипотония тяжелее подлежит коррекции и лечению. Это ухудшает прогноз выздоровления пациента.

Причины

Слабость мышц может сопровождать десятки болезней, имеющих нервно-мышечный генез. Часто прослеживается наследственный фактор. Тогда признаки недуга проявляются с раннего детского, или даже младенческого возраста. Признак патологии мышц наблюдают при нарушении работы периферического двигательного нейрона, некоторых зон спинного мозга, при ретикулярных формациях мозгового ствола.

Практически все патологии мозжечка, включая опухоли и атаксии острой формы, приводят к нарушению работы скелетных мышц. Симптомы в синдроме сниженного тонуса сопровождают хорею, диасхаз и т.д, что ухудшает течение недуга. К приобретенным причинам мышечной гипотонии относят энцефалиты, менингококковую инфекцию, полиомиелит, септическое поражение, отравление парами или солям ртути, миастению, избыток витаминов (гапервитаминоз). Патологический синдром может появиться после перенесенных инфекционных, токсических, аутоиммунных, метаболических, неврологических недугов.

Диагностика

Ввиду специфических симптомов диагностировать недуг несложно. Обследование начинают с подробнейшего сбора сведений о предыдущих заболеваниях, изучения медицинской документации, аускультации и перкуссии. Все усилия направляют на определение первопричины, для чего дополнительно могут назначить:

  • лабораторную диагностик (общий анализ крови, мочи, специфические исследования крови и т.д);
  • МРТ различных органов и систем;
  • КТ (компьютерную диагностику);
  • генетическое тестирование;
  • электромиографию;
  • биопсию мышечной ткани;
  • исследование ликвора;
  • рентгенографию.

Только собрав все результаты исследований можно ставить окончательный диагноз и назначать лечение. Обычно диагностика занимает определенное время, влечет за собой материальные расходы, утомляет пациента. Но от врачебных рекомендаций нельзя отказываться, что часто делают нерадивые родители, нежелающие обследовать своего ребенка. Это ошибочная, недопустимая тактика!

Гипотония у младенцев: симптомы

Дистония у детей проявляется нарушением тонуса мышц. Это достаточно распространенный диагноз. С дистонией может связан как гипертонус, так и гипотонии. Синдром мышечной гипотонии часто бывает врожденным. Если степень его выраженности слабая или умеренная, то в родильном доме не всегда могут поставить диагноз. Внимательные, заботливые родители обязаны систематически мониторить состояние мышечного корсета маленького чада. Именно так можно заметить симптомы патологии на самых ранних стадия, что позволит как провести эффективное лечение, так и избежать ухудшения состояния.

К симптомам мышечной гипотонии, развившейся в детском возрасте, относят: обедненные рефлексы, избыточное слюнотечение, задержку физического развития, плохую двигательную и хватательную координацию. Дети зачастую отстают в развитии от сверстников. Это происходит как результат задержки речи, плохой способности к запоминанию. Младенцы не могут переворачиваться на спинку с животика, ползать. Процесс удержания голову в вертикальном положении или веса тела на ногах затруднен.

Гипотония у взрослого человек

Симптомы гипотонии мышц у взрослых могут быть выявлены случайно: на медицинском профилактическом осмотре или во время обследования на предмет жалоб больного. Симптоматическая картина имеет различную степень тяжести, может проявляться намного позже перенесенного основного заболевания. На себя обращают внимание такие симптомы как:

  • слабость, разбитость во всем теле. Она не связана ни с физическими нагрузками, ни с другими факторами. Появляется сама по себе, без видимых на то причин;
  • внезапные интенсивные головные боли, не поддающиеся медикаментозной терапии. Даже после приема сильнодействующего обезболивающего препарата, состояние практически не изменяется;
  • волнообразная, периодическая тахикардия;
  • в загрудинной области появление болей щемящего характера;
  • нарушение сна (бессонница, патологическая сонливость);
  • «разболтанность» суставов, когда движения в них имеют гораздо большую амплитуду, чем у здорового человека;
  • онемение конечности;
  • частое потоотделение.

Симптомы мышечной гипотонии могут значительно не ухудшать общее состояние здоровья человека. Это позволяет отложить визит к доктору и «списать» все на ускоренный жизненный темп, гиподинамию, физический труд. Это неверная практика. Только своевременная диагностика и правильное лечение способно улучшить состояние человека. Зачастую удается остановить регресс заболевания в сторону его ухудшения.

Пробы (тесты) для точной диагностики

Помимо общих исследований врач проводит ряд тестов, способных точно верифицировать диагноз. Чаще всего, особенно при подозрение на гипотонию нижних конечностей, проводят пробу Оршанского: укладывают больного на спину, одной рукой прижимают коленный сустав к кушетке, а другой пытаются поднять пятку по направлению вверх.

При слабости мышц это легко удается сделать – конечность переразгибается. Подобная ситуация наблюдается при снижении тонуса мышц на верхних конечностях. Тогда диагностируют переразгибание предплечья.

Для детской гипотонии характерен следующий симптом: при поднятии младенца за подмышки в процесс включаются только надплечья, а голова «проваливается» между ними. Такой тест имеет название «вялые надплечья». Весьма показательный следующий прием: пациента укладывают на твердую поверхность лицом вниз. Просят согнуть конечность в коленном суставе. Если мышцы работают с недостаточной нагрузкой, то пятка без усилий дотянется до ягодичной области. Дополнительно можно провести:

  1. пробу Поемного: попытаться пяткой достать область вертела бедренной кости. Здоровому человеку, с нормальным мышечным тонусом, такое действие не под силу.
  2. Две пробы Опенгейма: в первом положении: сидя, больной сможет достать нижней челюстью большой палец на стопе, во втором – закинуть нижнюю конечность за голову.

Лечение

Успех лечения мышечной гипотонии зависит от степени тяжести первопричины заболевания, от усердия самого больного и степени выраженности слабости мышечной ткани. Основной упор при мышечной гипотонии делают на массаж. Именно массаж позволяет нормализовать кровообращение пораженной ткани, улучшить нервную проводимость, вернуть утраченный тонус. Это приводит к регрессу с тенденцией к уменьшению степени выраженности патологии. Массажная техника одинаково полезна как детям, так взрослым. Ее назначают даже при поражении лица и в случае, когда страдают межреберные мышцы.

Для оказания помощи обращаются к профессионалам, ведь только квалифицированный специалист способен добиться стойкого улучшения состояния больного. Особенно хорошо поддается лечению массажем легкая и средняя степень гипотонии, особенно в сочетании с иглоукалыванием Раздражение биологически активных точек усиливает положительную динамику выздоровления. Назначают длительные курсы, состоящие из 7-15 процедур. В лечебную схему обязательно включают и физпроцедуры (магнит, рефлесотерапия). Доплонительно проводят терапию первопричин синдрома сниженного мышечного тонуса.

Использованные источники: kakiebolezni.ru

Релевантные посты